В Казахстане предложили ввести рейтинг клиентоориентированности для госорганов. Об этом LS рассказал бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов.
По словам Журсунова, регулирование бизнеса «с чистого листа», о котором говорил президент в послании, предполагает кардинальный пересмотр всей политики и создание чего-то совершенно нового, комплексного и эффективного.
«Во-первых, следует провести ревизию всех требований. Проведенный нами предварительный анализ в сферах с наибольшим количеством субъектов бизнеса показал, что действуют 13,5 тыс. требований, и это не считая техрегламентов и СНиПов. Для сокращения бездумного увеличения требований следует внедрить на законодательном уровне принцип «1- in 2-out» (при введении каждого нового требования необходимо исключить два действующих)», – предложил он.
Во-вторых, следует провести ревизию отчетности, считает Журсунов.
«В этом направлении также имеется масса проблем. В их числе отсутствие полной прозрачности и интеграция баз данных госорганов между собой, имеют место факты дублирующего запроса одной и той же информации со стороны разных госорганов. Требуется полная автоматизация всех видов отчетов и сведений», – отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей
В-третьих, по мнению спикера, необходима реформа госконтроля.
«К этой работе следует привлечь ведущих международных экспертов, кто уже участвовал в успешных проектах в странах переходного периода (Грузии, Прибалтике и др.). Вместе с тем целесообразно полностью и с «чистого листа» пересмотреть систему управления рисками», – продолжил он.
В Казахстане действуют два уровня риска – высокий (проверки и профконтроль с посещением) и незначительный (внеплановые проверки по жалобам), пояснил Журсунов.
«А, к примеру, в России объекты контроля разделены на шесть категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Там оценка риска проводится на основе сведений о добросовестности контролируемого лица, которое к тому же вправе подать заявление об изменении своей категории риска. Помимо этого, предусмотрено более четкое разделение контрольно-надзорных мероприятий: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд, проверка», – привел он пример.
Такой подход дает больше гибкости и более тонкую настройку системы контроля, считает бизнес-омбудсмен.
«Данный опыт следует использовать и в Казахстане. Сейчас у нас на практике действуют контрольная закупка (СЭС), рейды и выборочный контроль (налоговые органы), однако они не раскрыты в Предпринимательском кодексе. Необходимо узаконить такие виды контроля и детально их регламентировать», – отметил он.
Кроме того, по словам Журсунова, должен быть действенный механизм возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями контролеров, включая и упущенную выгоду.
В-четвертых, требуется проведение ревизии разрешительной системы, добавил он.
«В настоящее время Закон «О разрешениях и уведомлениях» содержит 287 разрешений. При этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку отдельные из них содержатся в иных законах. Необходимо проведение работ по пересмотру разрешений госорганов и квазигоспредприятий на целесообразность и необходимость с учетом опыта стран переходного периода», – пояснил бизнес-омбудсмен.
Он также предложил ввести рейтинг клиентоориентированности госорганов.
«Должна
быть третья независимая сторона, которая будет давать объективную оценку работе
госорганов (доступность информации для бизнеса, состояние сайтов, оказание
госуслуг и др.)», – резюмировал Журсунов.
Источник: https://lsm.kz/rustam-zhursunov-predlozhil-vvesti-rejting-klientoorientirovannosti-dlya-gosorganov