АЗРК проверяет цепочку посредников доставки агропродукции

Представители Агентства по защите и развитию конкуренции после серии встреч с производителями социально значимых продовольственных товаров встретились также с представителями торговых сетей. Темой беседы стал рост цен на продукты. Об этом сообщили в пресс-службе АЗРК.

«В настоящее время мы проводим анализ деятельности торговых сетей, проверяем всю цепочку поставок и продажи социально значимых товаров. Если торговые сети готовы подписать антимонопольный комплаенс, готовы к горизонтальному мониторингу своей деятельности, стать открытыми для всех, а главным образом — для производителей, то этот документ будет выгоден всем сторонам. Во-первых, он сделает торговые сети менее уязвимыми к антимонопольному регулированию, во-вторых, отечественные  производители смогут прогнозировать свое присутствие на полках, В-третьих, для потребителей это станет трендом на понижение стоимости продуктов, так как некоторые составляющие конечной цены продукта уйдут», — сообщил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин,

В свою очередь заместитель председателя правления Ассоциации торговых предприятий Казахстана Эльбеги Абдиев отметил, что некоторые торговые сети готовы подписать антимонопольный комплаенс, если их освободят от жесткого антимонопольного регулирования. Основной фактор, влияющий на конечную стоимость продукта, — это рост цены поставки. Через торговые сети социально значимые продукты реализуются с минимальной торговой надбавкой, в пределах 15%.

Как заявил зампредседателя Magnum Cash&Carry Яков Фишман, сеть открыта для новых поставщиков. Типовой договор со всеми требованиями размещен на сайте компании, есть возможность заполнить форму и отправить ее на рассмотрение онлайн.

«Если кто готов поставлять картофель, лук по сниженным ценам, мы готовы хоть сейчас рассмотреть», — заявил он.

По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, неорганизованная розничная торговля сегодня занимает 70%: это рынки, базары. Эльбеги Абдиев отметил, что развитию цивилизованной торговли препятствуют высокое налогообложение, потери товара вследствие естественной убыли, неразвитая логистика, большие капзатраты на открытие новых супермаркетов и жесткое регулирование со стороны государства.

По итогам встречи участники договорились создать инициативную группу для проработки норм антимонопольного комплаенса в скорейшем времени.

Отметим, что производители сельхозпродукции неоднократно сообщали о проблеме доступа на полки торговых сетей, а также о непрозрачной ценовой политике ритейла. В частности, как ранее сообщил Геннадий Зенченко, директор КТ «Зенченко и К» — крупнейшего производителя молока в Казахстане, бывая в регионах он видит свою продукцию в магазинах по цене, в 1,5 раза превышающей отпускную.

«Нас акиматы собирают, говорят — давай подпишем меморандум о неподъёме цен. Потом я приехал в Караганду и был в шоке. Привожу молочную продукцию по 230 тенге за литр. А в сетях она уже стоит по 380! И мне тут же звонок — надо разобраться с ценами. Я беру, тут же отправляю чеки и свой прайс  — все, разбирайтесь. И все – тишина», — рассказал Геннадий Зенченко.

Аналогичное заявление делал и Руслан Шарипов, президент Союз птицеводов Казахстана. После того, как птицефабрики оказались под пристальным вниманием антимонопольного органа, он потребовал взять под контроль ценообразование на яйцо и мясо птицы в розничной сети. По его словам, маржа посредников на продукцию птицефабрик доходит до 200%.

В июне волну возмущения казахстанцев вызвал взлет цен на картофель, который доходил до 500 тенге за килограмм. По словам главы Минсельхоза Сапархан Омарова, картофель достается покупателям вдвое дороже, чем уходит со складов производителей.

Источник:https://eldala.kz/novosti/kazahstan/5832-azrk-proveryaet-cepochku-posrednikov-dostavki-agroprodukcii