Прозрачности в распределении субсидий требует АЗРК

Государственная поддержка фермеров могла бы служить действенным инструментом по сдерживанию цен на продукты питания. Однако нынешняя система субсидирования выстроена так, что мелкие производители лишены доступа к бюджетной помощи, хотя именно они дают 70% мяса и молока стране. Деньги распределяются в пользу крупных агроформирований, которые в основном ориентированы на экспорт. Таким образом, господдержка служит повышению рентабельности и без того процветающего бизнеса, а внутренний рынок остается незащищенным.

Такие выводы сделали специалисты Агентства по защите и развитию конкуренции РК, проводя в 2020 году исследования в ходе подготовки Национального проекта по развитию конкуренции.

— В первую очередь, мы обращаем внимание на то, что нерыночные методы вмешательства в процессы ценообразования ведут только к ущербу для бизнеса, — рассказал Рустам Ахметов (на фото), первый заместитель председателя АЗРК. – Например, введение предельных цен на продукты питания может привести, во-первых, к дефициту этих товаров в границах области, а, во-вторых к убыткам розничных продавцов, купивших оптом товар по ценам, превышающим розничные. Кроме того, такие меры отпугивают отечественных и зарубежных инвесторов, а в среднесрочной перспективе — к закрытию предприятий.

Инфляционный индикатор

Нерыночным вмешательством в процесс ценообразования АЗРК также называет меры по государственному кредитованию торговых сетей и «выбрасыванию» в розницу товаров из государственных стабилизационных фондов.

Да и просто, в силу невысокого объема используемых средств (не более 40 млрд тенге в течение года при общем объеме рынка продуктов питания свыше 1,5 трлн тенге) эти меры не оказывают существенного влияния на стабилизацию цен. 

Практика подтверждает доводы антимонопольщиков: статистика сообщает о продовольственной инфляции на уровне 8,6 % (февраль 2020 к февралю 2019), и 11,6 % (февраль 2021 к февралю 2020).

Очевидно, что нужны иные меры, которые обеспечили бы доступность продуктов питания для населения. АЗРК предлагает использовать комплексные решения по увеличению производства и снижению импортозависимости по социально-значимым видам продовольствия. В их числе — направление субсидий на производство тех товаров, по которым сохраняется высокий уровень импортозависимости, а также снижение искусственных порогов для получения господдержки производителями. Кроме того, предложено увеличить и сам объем бюджетного субсидирования сельхозотрасли.

— На сегодняшний день пороговые значения для получения ряда субсидий сильно завышены и ограничивают доступ к ним малым крестьянским, фермерским хозяйствам, — отметил Рустам Ахметов. — Эти проблемы неоднократно озвучивались участниками рынка на встречах с представителями антимонопольного органа при обсуждении Национального проекта по развитию конкуренции. Так, для получения инвестсубсидий в размере 25% на строительство откормочного комплекса, необходимо строить его не менее чем на 5 тыс. голов скота.

Порог для фермера

К чему приводит такой перекос? Крупные откормплощадки стоят незагруженными, поскольку их емкость изначально завышена. А во многих регионах фермерам сдавать скот некуда – откормплощадок там нет, поскольку строить их в субсидируемом размере нецелесообразно. Вместо того, чтобы в стране появилась сеть небольших откомплощадок, охватывающих все регионы и позволяющих сдавать фермерам туда скот без логистических проблем, были построены всего 19 откормочных площадок, соответствующих установленным нормам. 

В отдельных регионах наблюдается их низкая загруженность. Например, в ЗКО загрузка 23%, в Павлодарской области — 16,3%. 

И при этом, несмотря на недозагруженность крупных откормочных хозяйств, ежегодно выделяются средства из бюджета на создание новых. Так, если в 2017 году субсидии на создание и расширение объектов для откорма скота получили 5 СХТП, в 2018 – уже 8, в 2019 – 3, в 2020 – 9 хозяйств. 

С другой стороны, крестьяне отмечают, что им невыгодно сдавать свой КРС на такие откормочные площадки, поскольку установленный ими уровень закупочных цен намного ниже, чем на розничном рынке. Это ставит под сомнение саму идею субсидирования таких крупных хозяйств.

В свою очередь, Агентство настаивает на эволюционном развитии АПК – от мелкого фермера к экспортоориентированному агрохолдингу. Для этого надо помочь начинающим фермерам со строительством небольших коровников на 100 — 200 голов, или с их укрупнением.

Остаются и другие барьеры, препятствующие развитию более мелких фермерских хозяйств, которые сейчас и служат основой всего аграрного производства Казахстана.

— Для получения субсидии на покупку племенного быка также требуется не менее 1000 голов скота, — рассказал Рустам Ахметов. —  Установленный порог лишает возможности получать субсидии небольшие крестьянские, фермерские хозяйства и ограничивает процесс улучшения качества казахстанского племенного фонда.

А там, где нет качественной генетики, себестоимость производства продуктов животноводства слишком велика, а выход – меньше, чем мог бы быть при тех же затратах.

Вот из таких факторов в итоге и складывается рост цен на конечную продукцию. А в целом, завышенные пороговые значения создают сложности для создания новых хозяйств и не способствуют их поэтапному развитию — от мелкого к более крупному товаропроизводству, считают в антимонопольном органе.

Нарушенные нормы

Дисбаланс в распределении госсубсидий  среди птицефабрик, направленных на удешевление производства куриных яиц, создает неравные условия для развития предприятий. Действующие Правила субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства относят производство куриного яйца к направлению, подлежащему субсидированию, однако этот объем не обеспечен на 100% ни республиканским, ни местными бюджетами, что приводит к неравномерному распределению субсидий по областям.

— В настоящее время в АЗРК поступила жалоба от крупного производителя куриных яиц с конкретными примерами, подтверждающими дисбаланс в распределении субсидий на производство пищевого яйца, — продолжает Рустам Ахметов. — Ссылаясь на данные Ассоциации яичных производителей Казахстана, заявитель приводит следующие факты: в 2020 году производители различных областей получили субсидии в размере 0-5% (Атырауская и Жамбылская области соответственно) до 51-88% (ЗКО и Павлодарская области), от объема, на который были вправе рассчитывать. При этом в начале 2020 года средства на субсидирование в Акмолинской области вообще не были заложены – их получили лишь в конце года в размере 28% от норматива, определенного Правилами субсидирования. И то — только после перераспределения средств местного бюджета и выделения из резерва Правительства.   

Также отмечается недоступность для предпринимателей других механизмов государственной поддержки АПК. Это высокие процентные ставки и требования к залоговому обеспечению, выставляемые холдингом «КазАгро», а также отсутствие прозрачных процедур отбора получателей кредитов от социально-предпринимательских корпораций, действующих при акиматах.

И снова – «Колдау»

В целом механизм распределения субсидий непрозрачен и содержит высокие риски для злоупотреблений. Нельзя не обратить внимание на проблему, о которой постоянно говорят фермеры: прием заявок на получение сельхозсубсидий в системе «Колдау» начинается в день поступления бюджетных средств.

— При отсутствии бюджетных средств  поступающие заявки отклоняются, — отметил Рустам Ахметов. — Это значит, что наибольшие шансы получить субсидии имеются у тех сельхозпроизводителей, которые имеют достоверную информацию о поступлении средств. Это – почва для злоупотреблений.

Таким образом, АЗРК в рамках Национального проекта по развитию конкуренции предлагает убрать искусственные пороги для доступа фермеров к господдержке, но также определить критерии ежегодного распределения объемов субсидирования тем направлениям, которые реально помогут ориентированным на внутренний рынок производствам социально-значимых продуктов питания. Это позволит избежать необоснованного роста цен намного эффективнее применяемых сейчас нерыночных механизмов.

Сергей Буянов

Источник: https://eldala.kz/specproekty/4454-prozrachnosti-v-raspredelenii-subsidiy-trebuet-azrk

Республика Казахстан, 010000 г.Нур-Султан, ЖМ «Ак Булак 3», БЦ «Ак Булак», ул.Токпанова 29, офис 407.

тел. 8(7172)28-70-91
e-mail: eggkz@mail.ru