Коллективное обращение отраслевых союзов к Президенту Республики Казахстан.

«31» марта 2020 г.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Президенту
Республики Казахстан
г-ну Токаеву К-Ж.К.

Спикеру Сената Парламента Республики Казахстан
г-же Назарбаевой Д.Н.

Премьер-Министру
Республики Казахстан
г-ну Мамину А.У.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В условиях чрезвычайного положения и снижения валютной выручки от экспорта нефти АПК является единственной отраслью, которая может решить проблемы обеспечения населения доступными продуктами питания, занятостью широких слоев без необходимости длительного обучения и подготовки, и генерирования стабильной валютной выручки от экспорта продукции.

С этой целью нами, отраслевыми союзами и ассоциациями, подготовлены необходимые меры в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Первые обусловлены необходимостью проведения весенне-полевых работ (ВПР) качественно и в срок, а также предотвращения дефицита и резкого роста цен на продукцию, связанные с повышенным спросом и недавней девальвацией национальной валюты, вторые служат фундаментом для перезагрузки отрасли и ее становления полноценным драйвером экономики.

КРАТКОСРОЧНЫЕ МЕРЫ

  1. Подготовка к ВПР
    1. Обеспечение оборотными средствами

Общее количество субъектов АПК, осуществляющих ВПР – 50 000, согласно данным Qoldau.Основные источники средств на ВПР – собственные средства (80%), доля БВУ неуклонно снижается, бюджетным финансированием через АО «Аграрная кредитная корпорация» охвачено лишь 13% (3 млнга из 22,5 млн га посевных), для получения кредита требуется обеспеченная банковская гарантия. При этом по данным МСХ РК, одобрено всего 258 заявок на 23 млрд тенге, темпы финансирования очень низкие, некоторые области уже начали сев, другие вплотную готовятся.

Необходимо заранее выкупать пестициды, удобрения, семена, запасные части, дизельное топливо. С учетом роста цен на 20% на всю импортную продукцию, у многих сельхозтоваропроизводителей (СХТП) произошел кассовый разрыв, что может привести к несоблюдению технологий, срыву оптимальных сроков сева и в результате ухудшения их финансового состояния. 70% опрошенных аграриев оценили свое финансовое положение хуже, чем год назад.

По имеющимся сведениям, отечественные производители минеральных удобрений не отпускают продукцию без 100% предоплаты, что с учетом необходимого времени на доставку также негативно скажется на урожайности, а значит и себестоимости продукции, итоговой выручке фермеров.

Предложения по ВПР:

  1. Увеличение объемов финансирования отрасли на ВПР до 50% от необходимого объема, до 250 млрд тенге. С учетом средств на уборочную кампанию – 400 млрд тенге.
  2. Кредитование под гарантии акиматов (по опыту до 2016 г.) и под аграрные/зерновые расписки. Не все СХТП могут предоставить банковскую гарантию, БВУ неохотно берут в залог имущество СХТП и значительно снижают его оценочную стоимость, применяют низкие коэффициенты ликвидности.
  3. Форвардный закуп социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) напрямую у СХТП через стабфонды акиматов, с поставкой по фиксированной цене в период сезонного роста розничных цен.
  4. Выдача всех субсидий до мая месяца, планируемых к выплате до конца текущего года (около 150 млрд тенге), возможно в виде единой гектарной субсидии, привязанной к обязательствам по посеву. Норматив может быть различный, в зависимости от уровня использования гербицидов, удобрений, элитных семян. В животноводстве также можно выплатить наперед до 70% от ежегодного объема историческим получателям, под гарантию производства заявленных объемов, что позволит им осуществить форвардный закуп кормов.
  5. Перенос требований выплат по кредитам заемщикам Холдинга «КазАгро», осуществляющих ВПР.
  6. Проработать вопрос с производителями минеральных удобрений и поставщиками дизельного топлива, по отпуску продукции при 50% предоплате.
  7. Прохождение семян, пестицидов, запчастей и др. через границу

Ввиду ограничений на границах и блок постах, СХТП и поставщики испытывают затруднения с доставкой необходимых импортных компонентов в срок.

Предлагаем установить приоритет для определенных видов товаров с использованием уведомительного характера региональными палатами НПП «Атамекен» или МИО на пограничные заставы/блокпосты.

  • Недопущение дефицита и роста цен на СЗПТ
    • Определение продуктов, по которым будет проводиться работа

Необходимо сконцентрировать усилия на товарах, занимающий наибольший удельный вес в корзине покупателя. В таблице ниже продукты согласно постановлению Правительства РК, отсортированы по их «весу»:

Наименование продукции Норма МЗ, кг/год Средняя цена, тг/кг Затраты на 1 чел. в год, тг Удельный вес, %
Говядина 20 1 803 36 060 25%
Творог 10,1 1 597 16 130 11%
Кефир 46 295 13 570 9%
Курица 16 831 13 296 9%
Молоко паст. 45 251 11 295 8%
Масло сливочное 4,7 2 368 11 130 8%
Картофель 100 97 9 700 7%
Яйца 292 30 8 731 6%
Масло подсолнечное 12 433 5 196 4%
Хлеб 28 148 4 144 3%
Подитог 129 251 88%
Сахар 17 189 3 213 2%
Рис 8,4 380 3 192 2%
Капуста 24 107 2 568 2%
Морковь 23 101 2 323 2%
Крупа гречневая 7,4 311 2 301 2%
Мука 9 167 1 503 1%
Лук 16 85 1 360 1%
Макароны 2,4 292 701 0%
Соль 1,5 52 78 0%
 ИТОГО: 146 490 100%

Таким образом, первые 10 видов продуктов составляют 88% стоимости всей корзины. Все эти продукты производятся в Казахстане в достаточном количестве, по ним рынок обеспечен на 95% и более (кроме мяса птицы). 7из 10 пунктовотносятся к отрасли животноводства, занимая 74% стоимости корзины.

  • Инструменты для сдерживания роста цен

В розничной стоимости продукции животноводства:

— от 15 до 40% – доля посредников и розничных реализаторов – логистика, хранение, аренда торговых помещений;

— от 5 до 10% — выплаты вознаграждения по оборотным средствам;

— от 40 до 60% — стоимость кормов (в животноводстве);

— от 10 до 25% — стоимость ГСМ (дизтопливо), вкл. в кормах.

Интервенции в виде форвардного закупа продукции могут способствовать значительному снижению цен. Приобретая продукцию у производителей в момент, когда они остро нуждаются в средствах (весной и осенью), можно зафиксировать их отпускную цену (себестоимость + фиксированную рентабельность). За счет того, что это, по сути, беспроцентный кредит, цена уже будет на 5-10% ниже. Далее, обязывая поставщика поставлять продукцию в период сезонного роста цен, осуществляется ее реализация для сдерживания продуктовой инфляции.

Данную работу можно осуществлять через организацию государственно-частного дистрибьютора, на базе МТИ РК совместно с отраслевыми ассоциациями и союзами, через стабфонды акиматов.

Средства в бюджете уже есть, необходимо определить единые правила.

  • Каналы продаж для реализации продукции в целях сдерживания цен

Каналы розничных продаж для продуктов питания: 25% продуктов питания реализуется в супермаркетах, 25% — в магазинах у дома, 50% — на рынках и базарах (варьируется от вида продуктов питания), следовательно, для эффективного регулирования цен, нужно работать с каналом продаж на рынках, а не супермаркетах.

При этом между производителем и каналом розничных продаж есть дистрибьюторы, которые помимо высокой маржи также склонны к спекуляции (необоснованному повышению цен).

Для влияния на розничный канал продаж, нужно создать альтернативный канал продаж с долей рынка не менее 25% — фермерские рынки, ярмарки, павильоны, интернет-продажи, в которых будет фиксированная маржа, зависящая только от аренды и прямых затрат, без спекулятивной составляющей.

Организация фермерских рынков, передача в управление отраслевым союзам и ассоциациям производителей является решением для организации прямого канала продаж от производителя, без спекулятивной составляющей. Пилотный проект в данный момент реализуется в г. Нур-Султан совместно с СПК «Астана».

  • Регулирование рынка в целях недопущения дефицита продуктов

Введенный запрет на экспорт некоторых видов продукции является реакцией на ЧС и негативно влияет как на производителей, так и на инвестиционный климат. Как уже указывалось выше, роль отрасли АПК не только обеспечение продовольственной безопасности, но и массовая занятость, генерация валютной выручки от экспорта.

Следовательно, вместоинструмента запрета на экспорт, необходимо ввести механизм квотирования, который будет обеспечивать безопасность внутреннего рынка и позволять без проблем продавать излишки. Нельзя затягивать с введением данного механизма, так как рынок ждет адекватных мер от Правительства.

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ МЕРЫ

  1. Разработка долгосрочной стратегии развития АПК на 10 лет

Законодательное принятие долгосрочной программы модернизацииАПКпозволит вселить всем участникам отрасли и потенциальным инвесторам в стабильность курса, которого так не хватает и позволит избежать необдуманных изменений политики.

Программу необходимо разрабатывать и обсуждатьс привлечением всех заинтересованных сторон, союзов и ассоциаций, экспертов и с использованием международного опыта.

В настоящее время ведется работа с государственным агентством Ирландии для имплементации их успешного опыта.

  • Выделение финансирования в достаточных объемах, в т.ч. из средств Нацфонда

Финансирование, а точнее его тотальный дефицит – основной вызов для нашей отрасли АПК. БВУ не верят в отрасль, Холдинг «КазАгро»,ввиду отсутствия доступа к значительным объемам фондирования в нацвалюте,вынужден привлекать займы в валюте, что ведет к постоянному ухудшению его финансового положения.

Предлагается использовать положительный опыт 2009 года по фондированию КазАгро из средств НацФонда в рамках антикризисных мер (120 млрд.тг), в результате которогобыло создано около 200 промышленных с/х производств.

  • Наведение порядка в земельных отношениях

Упрощение доступа к получению с/х земель, повышение эффективности изъятия неиспользуемых с/х земель, запуск рынка прав аренды на с/х земли, запрет субаренды с/х земель.

Акиматыдолжны самостоятельно готовить массивы с/х земель для последующей выдачи посредством автоматизированного механизма. Делать это спланированно и системно, предусматривая инфраструктуру, дороги, развивая опорные села.

  • Скорейшее введение режима единого аграрного налога

Данный режим будет действовать по принципу унифицированности для всех субъектов АПК вне зависимости от правовой формы, простоты и автоматизации исчисления, стимулирования эффективного использования с/х земель.Все налоги объединить в один и привязать к продуктивности земли и ее площади. Это будет способствовать развитию отрасли, эффективному использованию с/х земли, снижению административной нагрузки.

  • Регулирование цен на дизельное топливо (ДТ)

Механизм выбора и утверждения акиматами операторов по реализации удешевленного ДТ морально устарел, требует отмены с целью развития конкурентного поля, что отразится на снижении конечных цен для СХТП.

Объем ежегодного потребления ДТ отраслью АПК составляет более
1 млн тонн, на сумму около 200 млрд тенге. Данный объем не превышает 25% от общего объема ДТ, производимого НПЗ страны. Современные IT технологии позволяют осуществить прослеживаемость ДТ до конечных потребителей в лице СХТП. Снижение стоимости ДТ для аграриев на 50% позволит снизить себестоимость продукции в среднем на 10%. Предлагаем установить фиксированную отпускную стоимость на ДТ для АПК в размере 100 тыс. тенге за тонну.

  • Освобождение от НДС, таможенных пошлин и утилизационного сбора на все импортируемые основные средства, включая с/х технику, оборудование и запасные части, биологические активы

Объем валового производства сельского хозяйства напрямую зависит от основных средств производства. Это техника, фермы, оборудование, животные, все что конвертирует природные ресурсы в продукцию. Учитывая наши ресурсы, этих основных средств должно быть значительно больше.

Учитывая слабый уровень обеспеченности отечественными компонентами, нужно делать упор на доступности импортных, поэтому ставить барьеры в виде НДС, пошлин и утильсбора на основные средства не дальновидно, по сути, это налог на «шкуру не убитого медведя».  Вначале необходимо дать орудия производства, а потом уже собирать налоги и сборы в бюджет.

  • Увеличение бюджетного финансирования для опорных сел

Необходимо уравнять нормативы бюджетных затрат на каждого жителя вне зависимости от места его проживания (село/город), увеличив объемы финансирования опорных сел, инвестиции в инфраструктуру. В программу «Ауыл – Ел бесiгi» можно ввести дополнения, предусматривающие возмещение затрат бизнесана сельскую инфраструктуру, создающие рабочие места для данного опорного села, что позволит распределять средства более эффективно, сократить время реализации проектов.

  • Развитие экспортно-ориентированного животноводства

Потребление мяса будет только расти, особенно в нашей части света. Говядина, баранина –уже есть разработанная программа на 2018-2027 годы, нужно лишь ее актуализировать и увеличить динамику, основной упор в программе сделан на создание фермерских хозяйств семейного типа с ежемесячным доходом около 1 млн.тг.

Окно возможностей для Казахстана — это свиноводство. В связи со вспышками африканской чумы свинейв мире сократилось производство свинины, затруднён экспорт у многих стран. Китай – импортёр № 1, а Казахстан получил право экспортировать свинину в Китай в сентябре прошлого года.

Понятно, что мы самостоятельно не сможем развернуть массовое производство конкурентоспособной свинины в сжатые сроки, поэтому нужно создать условия для инвесторов из числа ТОП-30 мировых производителей, чтоб они «пришли»в Казахстан. Необходимо заранее разработать пакетное предложение, выгодное и инвестору, и стране. Никаких скидок по налогам, и субсидий, но предусмотреть выделение готовых площадок для реализации проекта с готовой инфраструктурой, и профессиональноразработаннаяпрограмма, предусматривающая гарантию сбыта, отсутствие ветеринарных рисков, наличие сырья, логистику и др. – все это будет оценено инвесторами лучшефинансовых преференций.

  • Развитие орошаемого земледелия на площади не менее 1 500 тыс. га

Ведение традиционного земледелия в наших природно-климатических условиях является рискованным, в основном, из-за низкого уровня осадков. Развитие орошаемого земледелия позволит производить недорогую продукцию с прогнозируемой себестоимостью, привлечет много других инвесторов в смежные отрасли. Для снижения нагрузки на бюджет, можно использовать схему ГЧП – когдаинвестор строит водовод до центра поля, а фермер лишь платит по тарифу за воду.

  1. Введение социальных карт для уязвимых слоев населения на продовольственные товары, услуги транспорта и здравоохранения

Не нужно пытаться субсидировать и контролировать цены на всю продукцию, это дорого для бюджета и вредит предпринимателям. Дешевле дать помощь тем, кто реально нуждается. Данный опыт широко применяется в США на протяжении уже более 90 лет.

Выражаем надежду, что Правительство незамедлительно примет необходимые меры.

Обращение подписано руководителями:

ОИПЮЛ «Мясной Союз Казахстана», ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана», ОЮЛ «Союз фермеров Казахстана», ОИПЮЛ «Союз полеводов Казахстана», ОЮФЛ «Союз птицеводов Казахстана», ОЮЛ «Ассоциация яичных производителей Казахстана», ОИПЮЛ «Союз картофелеводов и овощеводов Казахстана», Республиканская Палата Казахской Белоголовой породы, Республиканская Палата Ангус Казахстана, Республиканская Палата породы Герефорд

 


Источник:  http://bossagro.kz/kollektivnoe-obrashhenie-otraslevyx-soyuzov-k-prezidentu-respubliki-kazaxstan/